Профессиональные справочные системы для специалистов
18.02.2019
На РИФ-2019 обсудили развитие электросетевого комплекса

     Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак провёл круглый стол с главами субъектов РФ: "Развитие электросетевого комплекса субъектов Российской Федерации в эпоху глобальных технологических изменений" в рамках Российского инвестиционного форума-2019.
     
     Открывая мероприятие, министр подчеркнул, что развитие электроэнергетики - залог успеха других направлений экономики.
     
     По его словам, за последние годы в отрасли наблюдаются положительные изменения. "В рамках совершенствования и упрощения процедур техприсоединения к электрическим сетям в рейтинге Всемирного Банка Doing Business Россия вошла в десятку лучших стран: количество этапов присоединения сократилось с 10 до 3, в разы снизилась стоимость подключения", - отметил глава энергетического ведомства.
     
     Александр Новак подчеркнул, что сейчас перед энергетиками стоят задачи, требующие первоочередного решения. "Это развитие инфраструктуры, распределённой генерации, внедрение современных цифровых методов и систем интеллектуального учёта, которые позволят повысить эффективность работы, снизить потери и повысить качество электроснабжения", - пояснил министр.
     
     Обращаясь к присутствующим представителям регионов, Александр Новак отметил важность диалога между федеральным центром и властями на местах: "Во многом от руководителей субъектов Российской Федерации зависят те решения, которые принимаются в области электроэнергетики. Схемы программы развития электроэнергетики принимаются именно на местах, там же согласовываются и инвестпрограммы энергокомпаний".
     
     По словам министра, в отрасли есть ряд накопленных проблем, для решения которых Минэнерго России в ближайшее время будет принимать нормативную базу. "Я имею в виду, в частности, перекрестное субсидирование, которое на сегодняшний день, к сожалению, не уменьшается. И мы понимаем, что на предприятия малого и среднего бизнеса оно ложится большим бременем".
     
     Александр Новак также отметил, что перед энергетиками стоит задача надёжного снабжения энергоресурсами, снижения потерь, повышения качества услуг. По его словам, достижение этой цели не должно идти за счёт повышения нагрузки на потребителя. "Необходимо изыскивать все возможности, чтобы в рамках существующих инвестпрограмм и принятых тарифных решений реализовывались возможности для подключения новых потребителей. В том числе для того, чтобы обеспечивать социально-экономическое развитие территорий", - сказал он.
     
     В продолжение дискуссии в числе других задач, стоящих перед отраслью, первый заместитель министра энергетики Российской Федерации Алексей Текслер обозначил введение долгосрочных тарифов. "Мы ожидаем стабильную и понятную тарифную политику. В частности, установление тарифов в абсолютном выражении на период не менее 5 лет. В идеале мы рассчитываем и на 10 лет с жесткой привязкой к индексации", - пояснил первый заместитель министра.
     

     На круглом столе также была затронута тема цифровизации отрасли. Министр отметил большой потенциал этого процесса в части сокращения издержек, уменьшения количества отключений и сокращения сроков ликвидации нарушения электроснабжения. "Успешные примеры внедрения цифровизации у нас уже есть. Например, в Калининградской области. Рассчитываем, что до 2024 года, в соответствии с нашим графиком, в 70 регионах России будут внедрены соответствующие цифровые технологии", - заключил министр.
     
     По итогам сессии заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев подробно рассказал об аспектах совершенствования тарифного регулирования.
     
     "Напомню, что Президент РФ по итогам проведения Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности определил принципы совершенствования тарифной политики: введение "эталонного" принципа формирования тарифов, их установление на долгосрочный период (5-10 лет), переход на регуляторные соглашения и ограничение возможностей региональных регуляторов принимать решения об установлении тарифов выше предельных уровней без согласования ФАС России", - отметил он.
     
     Говоря про эталоны, замглавы антимонопольного ведомства отметил:
     
     "ФАС твердо убеждена, что именно внедрение эталонов - это тот подход, который способствует справедливому и прозрачному регулированию, а также повышению эффективности и снижению коррупционной составляющей, в том числе устранения и причины её возникновения".
     
     В этом году уже подготовлена база для внедрения эталонов в электросетевом комплексе. С 2020 года планируется запуск пилотных проектов, с 2021 года - внедрение во всех регионах страны.
     
     "По нашему мнению, внедрение эталонов сократит дифференциацию тарифов на передачу электроэнергии, которая в настоящее время достигает до 5 раз, и сделает их более понятными для потребителей", - подчеркнул Виталий Королев.
     
     Еще одним необходимым принципом является долгосрочность. Антимонопольная служба считает, что тарифы должны устанавливаться на срок от 5 до 10 лет по принципу инфляция минус 0,1%.
     
     "Для успешного применения долгосрочного регулирования необходимо сформировать тарифную базу, которая будет содержать в себе только экономически обоснованные расходы на основе эталонных затрат. Такой законодательный пласт мы сейчас активно формируем", - сказал замглавы ФАС.
     

     "Долгосрочность сопряжена с регуляторными соглашениями. Механизм их функционирования заключается в следующем: если регуляторное соглашение не заключено, то тарифы организации должны определяться через эталоны затрат. Однако, если такой контракт заключен, то стороны берут на себя обязательства: компании - обязательства по развитию и осуществлению инвестиций, а региональные власти - установление долгосрочного тарифа", - подчеркнул Виталий Королев.
     
     Замруководителя антимонопольного ведомства также поднял тему установления тарифов в регионах.
     
     "В 2018 году правом на превышение предельных уровней, установленных ФАС, воспользовались 10 субъектов Российской Федерации, в 2017 году - 15 субъектов Российской Федерации. С этим необходимо бороться, и как можно скорее принять законопроект, который предусматривает ограничение для регионов превышать установленные на федеральном уровне предельные уровни. Такой документ ФАС уже подготовила. На правительственной комиссии по законопроектной деятельности он был одобрен, в скором времени мы ожидаем его рассмотрение на заседании Правительства РФ", - указал Виталий Королев.
     
     Отдельный блок его выступления был посвящен цифровизации.
     
     "Сфера электроэнергетики имеет огромный потенциал для внедрения цифровых процессов, и область тарифного регулирования не является исключением, - продолжил Виталий Королев. - В настоящее время разрабатываются универсальные электронные шаблоны-таблицы, которые региональные регуляторы будут заполнять в отношении каждой организации. Они будут содержать все цифровые параметры такого тарифного решения. Анализ этих шаблонов будет происходить автоматически на предмет поиска ошибок, потенциальных нарушений или существенных отклонений на этапе до принятия тарифных решений".
     
     Результат будет выглядеть как "светофор". Красный цвет будет означать наличие выявленной грубой ошибки, желтый - существенное отклонение параметра, требующее обязательного обоснования, зеленый - допустимое значение в тарифном решении.
     
     "Федеральный тарифный "светофор" будет давать четкий сигнал региональным регуляторам относительно соответствия их решений требованиям законодательства. Таким образом, в сферу тарифного регулирования будет внедрен искусственный интеллект", - подчеркнул Виталий Королев.
     
     В заключение он наметил план работы на 2019 год. По его словам, на первом этапе планируется запустить в 3-5 субъектах Российской Федерации пилотные проекты внедрения эталонного принципа в электросетевом комплексе. По результатам анализа работы системы в пилотных регионах будет приниматься окончательное решение о внедрении схожего программного продукта в других сферах регулирования, а также необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты, направленные на изменение процедуры принятия тарифных решений.
     

     "В дальнейшем полученный опыт можно будет тиражировать на другие сферы регулирования, например, тепло-, водоснабжение и водоотведение", - подвел итог Виталий Королев.
     
     
     Источник:     
     minenergo.gov.ru,
     fas.gov.ru